Тренинги зашли в тупик

14.08.2008

 Несмотря на кажущееся многообразие предложений на рынке корпоративного обучения, компании часто остаются недовольны приглашенными тренерами. Доля вины за это лежит и на заказчиках.

По разным оценкам, сегодня в Петербурге действует от 350 до 700 тренинговых компаний. Такой разброс объясняется большим количеством фирм-однодневок, а также тем, что зачастую тренеры-одиночки предпочитают регистрировать юридическое лицо, даже если в штате находится один-единственный человек. Это существенно облегчает им оформление документов и процесс взаимодействия с клиентами.

Всего на рынке России в 2008 г., по данным компании «Амплуа Брокер», работает порядка 6 тыс. компаний, предоставляющих услуги бизнес-обучения. Впрочем, даже такая внушительная армия тренеров зачастую не может удовлетворить потребности заказчиков.

Самыми популярными, по данным компании ГК «Институт Тренинга-АРБ Про», среди компаний по-прежнему остаются тренинги переговоров и продаж. Это и понятно: ведь именно для тренингов продаж проще всего оценить результативность. Также популярны тренинги развития лидерских навыков. Два мира, две системы
Несмотря на огромный выбор различных тренингов, многие компании предпочитают проводить обучение своими силами.

«Лучшие тренеры - это топ-менеджеры своей же компании, - уверена Екатерина Скаженик, HR-директор ЗАО «Северен-Телеком». - Правда, им часто бывает некогда работать над обучением, зато когда они начинают заниматься с коллегами, то входят во вкус».

Подтверждает эту мысль и Марина Лапетина, менеджер по мотивации и развитию персонала агентства «Петербургская Недвижимость»: «В нашей компании есть собственный учебный центр и свои тренеры, которые помогают сотрудникам освоить необходимые в их работе навыки. Наряду с этим мы привлекаем менеджмент, в том числе и генерального директора, который имеет возможность поделиться практикой».

По словам Екатерины Алудаури, руководителя отдела по управлению персоналом ЗАО «Рексофт», одна из проблем рынка тренинговых компаний заключается в том, что тренеры очень хорошо умеют себя продавать, а результат зачастую не соответствует ожиданиям. «У них просто блестящие презентации, а вот проведение самого тренинга может разочаровать, - сетует она. - Иногда складывается впечатление, что для них важнее продать тренинг, чем удержать клиента».


Екатерина Скаженик объясняет необходимость создания в компании собственного центра обучения следующим образом: «Бывает так, что организация «подсаживается» на какую-то одну компанию и тренеры начинают халтурить, зная, что все равно клиент от них никуда не денется. Кроме того, в каждой компании есть какие-то внутренние особенности, о которых никогда не расскажут внешнему тренеру.
Внутренний центр обучения может решить эти проблемы. Собственный тренер как сотрудник организации наблюдает ситуацию изнутри и может не только диагностировать и решать проблемы, но и оказывать постоянную поддержку».
Впрочем, никаких причин для того, чтобы хоронить рынок тренингов, нет. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы бизнес-обучение будет все больше разделяться по отраслям. Уже сегодня обучение, ориентированное на конкретный вид деятельности предприятия, востребовано рынком, и появляется все больше тренеров, которые выбирают спец иализацию.


Кстати
Объем рынка

$439,7 млн может составить объем российского рынка краткосрочного бизнес-обучения в 2008 году, по данным «РосБизнесКонсалтинга». Дата: 06.08.2008